Дрессировка собак

тел: 8 905 692 52 12
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
дрессировка и воспитание [2]
мероприятия [2]
вставки, соревнования...
отдых с собакой [0]
услуги для собак [0]
зоомагазины, ветклиники
собака и быт [0]
рассказы о собаках [0]
Главная » Статьи » дрессировка и воспитание

Этапы развития рефлексов щенка

Знание особенностей процесса формирования рефлексов у собаки является неотъемлемой частью её дрессировки. Однако, и простым владельцам было бы полезно знать, хотя бы в общих чертах, о таких особенностях жизни их питомцев. Это поможет правильно оценивать поведение щенка, а значит избежать многих ошибок в бытовом  воспитании и вовремя направить поведение щенка в нужное русло.

Итак, приступим. Для начала обозначим рефлексы аббревиатурами: ОР – ориентировочный рефлекс, ОИ – ориентировочно-исследовательский рефлекс, ПО – пассивно-оборонительный рефлекс. В каждом возрасте у щенка формируется и преобладает определённый рефлекс. В первую очередь формируется ОР, являясь наиболее важным для выживания и познания окружающей среды. Он формируется с первого дня жизни щенка. В начале, в отсутствии зрения и слуха, реакция идёт на тактильные, вкусовые, обонятельные и термораздражители. Так щенок по запаху находит сосок, придвигается к тёплому объекту (маме, однопомётнику, бутылке с тёплой водой), пищит при растирании и т.д. Где-то с 10 по 18 дни формируется отчетливая зрительная и слуховая реакция. К месяцу ОР щенка становится почти идентичной ОР взрослой собаки. Внешне он проявляется прекращением текущей деятельности и проявлением внимания к раздражающему сигналу. Например, играющие щенки, завидев катящийся мяч, прекратят играть и станут наблюдать за мячом.(ОР на зрительный сигнал) Или же взрослая собака бегущая куда то по своим делам, вдруг резко разворачивается и бежит к ближайшему кусту, чтобы обнюхать его. (ОР на обонятельный раздражитель) Ещё один из наиболее внешне проявляемых признаков – учащённое дыхание.

В первые недели жизни щенок находит маму, движимый возбуждённым пищевым центром, опираясь только на своё обоняние и кожно-температурные рецепторы.

Щенки, подвергшиеся сильным стрессовым воздействиям в раннем детстве, в зрелом возрасте проявляют выраженное пассивно-оборонительное (ПО) поведение, замедляющее обучение.

На 15-25 день жизни начинает проявляться ПО- поведение. Внешне это проявляется мочеиспускании, дефекации, вздрагивании при резких звуках, в новой незнакомой обстановке или других резких раздражителях.  У некоторых щенков такой тип ответной реакции на окружающую среду может сохраняться до 40-45 дня. Такое поведение обеспечивает выживание слабых, беззащитных щенков в период, когда они начинают уходить из-под неусыпного контроля мамы и совершают первые попытки самостоятельного изучения мира. В такие моменты самое благоразумное, что может сделать щенок, это придерживаться правила: осторожность – не трусость, а способ  выживания.  Замирание, вздрагивание, отступание на несколько шагов назад при столкновении с новым, неизвестным, громким, резким и пр. является нормой поведения щенка. Однако, если с нервной системой у щенка всё в порядке, он захочет подойти и выяснить насколько «оно» безопасно и что с «этим» можно сделать. Поэтому, крайне важно, чтобы владелец грамотно помог щенку в этом нежном возрасте справиться со всеми демонами в его голове. В первую очередь, владелец должен обеспечить достаточно богатую на новые положительные впечатления среду обитания щенка. Во-вторых, хозяин не должен тащить щенка к источнику его испуга или навязывать воздействие этого источника на щенка, не должен прятать от щенка напугавший его предмет, не должен убирать самого щенка от источника страха. Необходимо дать щенку время на осмысление ситуации. Он должен успокоиться. Хозяин же всем своим видом должен показать, что ничего страшного не происходит и то, что так напугало щенка, на самом деле не представляет никакой опасности. Для этого, как правило, бывает достаточно взять напугавший предмет в руки, затеять с ним какую-нибудь игру. Если же щенка напугал какой то резкий, или излишне громкий звук, то задача владельца сохранять спокойный, невозмутимый вид. Если источник звука очевиден и к нему можно подойти (пылесос, фен, заведенная машина и т.п.) следует подойти к нему и по возможности приглушить источаемый звук. Затем подозвать щенка и предложить ему ознакомиться с предметом. Пусть он его понюхает, потрогает лапой. Если щен не решится сразу подойти, не надо настаивать на этом. Просто оставьте раздражитель (желательно обеззвучив его) на видном месте и перестаньте обращать на него внимание. Со временем щенок привыкнет к нему и любопытство преодолеет страх. Если же, наоборот, настаивать на немедленном контакте со «страшным предметом», то скорее всего Вы только ещё больше напугаете малыша и последствия будут самыми печальными. Спрятав же раздражитель, или щенка от раздражителя, Вы тем самым укорените у щенка неосознанный страх перед неизвестным. И в будущем он уже будет осознанно бояться этого предмета, т.к. будет уверен, что раз его прятали, значит это опасно. Запомните: развитие ПО-поведения зависит только от условий воспитания. Если щенок растёт в условиях свободного общения с окружающей средой, богатой новыми предметами и явлениями (при положительном опыте общения), то ПО угасает. Если же, содержание ограничено маленькой территорией со скудной на новости окружающей обстановкой, то ПО-рефлексы прочно закрепляются и сохраняются до зрелого возраста.

С 40-45 дня ОР приобретает более сложную ориентировочно-исследовательскую форму. Щенок активно приближается к источнику раздражения с исследовательской целью. Наибольшая интенсивность исследовательского рефлекса приходится на период с 40 дня и до 4 месяцев. Никогда более щенок не бывает столь любознателен и открыт для изучения всего нового. Этот период совпадает с началом критического периода «социализации», т.е. процесса закрепления хозяина, формирования связей с собратьями, осознания дома, территории и т.п. Теперь щенок не просто подбегает посмотреть на незнакомый предмет, он его активно и с интересом изучает. Пробует на зуб, обнюхивает, грызёт. И чем сложнее предмет изучения, тем интересней щенку с ним возиться, и тем интенсивней работает и развивается мозг щенка. Долг хозяина как можно чаще менять игрушки, места прогулок, познакомить с детьми, с разными животными, со всеми ситуациями, с которыми щенку придётся сталкиваться в будущем.(общественный/личный транспорт, осмотр в ветклинике и т.п.). И, конечно же, следить за тем, чтобы все эти контакты были положительными.

            Щенки с 1,5 до 3 месячного возраста ласковы, любопытны, контактны, движимы исследовательской потребностью. Именно сейчас они с лёгкостью осваивают положительные навыки, связаннее с активной деятельностью. И наоборот, с трудом даются тормозящие реакции. Поэтому до 2 месяцев лучше учить такие команды как «ко мне», «гулять», «место» и другие активные команды. А вот ближе к 3 месяцам уже можно приступать к обучению тормозящим, запретительным командам. Таким как «фу»,«сидеть» и пр. Дело в том, что развитие тормозных и возбуждающих систем в мозгу у щенка происходит неравномерно. И это следует учитывать. Иначе, несвоевременным обучением, мы рискуем отбить у него желание учиться.

Начиная с 3-4 месяцев ПО-поведение щенка существенно отличается от ПО-поведения 15-45 дней; и постепенно начинает тормозить исследовательское поведение. ПО-реакция проявляется не только на единичные раздражители, но и на комплексные. (новую обстановку, лица, предметы) Именно в этот период ПО-реакцию вызывают новые длица. И угасание такой ПО-реакции требует правильной реакции со стороны владельца на поведение щенка. Будьте особенно внимательны и бережны с ним. Выявив ПО-реакцию на какой либо раздражитель, постарайтесь несколько раз повторить эту ситуацию, раз за разом показывая щенку, что это безопасно.

            Возникновение ПО-рефлекса у 3-4 месячного щенка резко меняет его поведение и определяет все последующие характеристики нервной деятельности. Нагрузки в этом возрасте должны быть дозированы, чтобы не вызвать перегруз нервной системы щенка и не вызвать стойкий невроз.  Чем выше степень контакта с хозяином, больше степень доверия щенка к «компетентности» хозяина в определении опасности, сильнее уверенность щенка в поддержке и защите, тем проще и безболезненней он минует этот сложный период развития, в котором кроются корни многих фобий.

С 3-4 по 6-7 месяцы формируется тип особенностей нервной системы. Разделение на своих и чужих. Фактически к концу 4 месяца жизни – щенок уже практически полностью сформированная ярко выраженная личность. Поэтому крайне важно уделять в этот период особое внимание воспитанию щенка. 

Категория: дрессировка и воспитание | Добавил: Ильмира (04.02.2013) | Автор: Ильмира
Просмотров: 2754 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Наш опрос
Для чего Вы обратились к кинологу?
Всего ответов: 332




Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz